понедельник, 10 февраля 2020
Трилогия желаний Т. Драйзера
Вышло так, что случайно я прочитала 3 часть, «Стоик» - самой первой. Затем вернулась к юности Френка Алджерона Каупервуда - это книга «Финансист». И последней прочитала середину трилогии - «Титана». Если в «Стоике» и «Финансисте» главгерой не вызывал какого-то стойкого отвращения, и не только потому, что автор пишет о нём с явной симпатией, но и просто потому, что его деяния описываются как-то обыденно, и думаешь, что его и экономические, и лично-бытовые грехи - в его среде обычны, то « «Титан» переворачивает отношение к нему на 180 градусов.
читать дальшеГлавный герой для меня полностью раскрыл своё лицо на стр. 430 «Титана»:
«Каупервуд нахмурился. Ему было тяжко слушать разговоры о возможном замужестве Беренис. Он должен завладеть ею, даже ценою её страданий, заставив её пережить презрение общества. Лучше пусть она подвергнется этому презрению, но останется с ним, чем избегнет беды, уйдя к другому.»
Впрочем, мать её, содержательница притона, не лучше: «Я предпочитаю видеть тебя, дочка, несчастной, чем бедной».
А позор, о котором говорится выше – это как раз раскрытие промысла мамаши. И Каупервуд готов был это обнародовать, лишь бы заполучить девушку. Но ему не пришлось трудиться- другой пользователь её притона разгласил секрет.
Но каков влюблённый главгерой! Готов напакостить любимой, только бы ей некуда было деваться, кроме как к нему.
Пока я читала про его политические и экономические махинации, и загулы по бабам – это было не к его чести, но всё же как-то понятно: «Люди все не без греха». Но тут уже дно какое-то.
И начинаешь уже иначе воспринимать всё описание его жизни, прочитанное до этой сцены.
Вся его жизнь, в сущности, - это постоянное ублажение себя и своих хотелок, не считаясь ни с кем и ни с чем… Оно и в общественной, и в производственной (хотя он ничего не производит, воздухом торгует, печатает акции на акции), и в личной жизни. Везде он такой!
Добивается своего взятками И плевать этим тварям на людей и их интересы. Свой бы мешок набить (который никак не лопнет!)
Про хотелки и их цену в «ГП» сказано очень чётко. Чудовищ порождают эгоистичные хотелки.
Но и тут, в сугубо немагической истории, ситуация примерно такая же. Разбитые жизни двух жён и кучи любовниц, разоренные конкуренты (а это и их семьи, и семьи их рабочих, оставшиеся без пропитания) и ограбленная городская казна (и социальная сфера, соответственно), но что до этого Каупервуду? Он ещё один особняк отгрохает, и картин накупит – с тщеславной мыслью увековечить этим себя, любимого.
И вот не ассоциируется у меня эта галерея с Третьяковской, куда хочешь меня девай. Наверное потому, что сделано это было Каупервудом из корысти и тщеславия – всё оно и пошло прахом, стоило ему помереть.
И ещё деталь: сперва автор зовёт его Френком, по имени. А когда он уже «забронзовел» в памятник самому себе и своей алчности – тогда по фамилии.
Драйзер вообще очень сильно пишет о хотелках и их последствиях. Вспомним Клайда, Роберту и последствия их хотелок в «Американской трагедии». Хотелка Сондры: насолить кузену Клайда, введя Клайда в высший свет – обернулась тем, что Клайд оказался «между двух огней» и натворил всякой фигни.
@темы:
книжные советы от Эльфа и прочих,
бедламовцы читают
ещё одна книга, первая в трилогии, которую я случайно начала читать с последней книги. Но в таком порядке чтения есть своя прелесть.
читать дальше