понедельник, 10 февраля 2020
Наверное, это не так часто встречается, но у А. Кристи есть по крайней мере две "пары": роман-пьеса.
В одной из них оба произведения называются одинаково: "Свидетель обвинения", и сюжет не отличается, просто переписано по ролям.
Но есть и более интересная "пара".
Это - роман "10 негритят" и пьеса "И никого не стало".
читать дальшеТам разнятся не только имена некоторых персонажей (генерала, например) и финал (количество погибших на Негритянском острове), но и характеры героев.
Кстати, заметнее всего это на примере Филиппа и Веры. В пьесе, на вкус суровых реалистов, наверное, Филипп "идеализирован" - выясняется, что он не бросал туземцев без припасов -а, напротив, ушёл за помощью, но сам заплутал, едва не погиб, помощь привёл слишком поздно. Однако его недоброжелатели (коих при своём остром языке, подозреваю, он имел воз да ещё маленько) Уоргрейву это всё рассказали с позиции "он гад, он виноват, он это нарочно". В итоге Филипп очутился в "расстрельном списке". Филя в пьесе предстаёт не "мерзким расистом, для которого жизнь туземцев - фигня" (хотя на то время эта позиция была общепринята-нормальна!), а вполне себе нормальным командиром, заботящемся о своих. Но, с учётом того, что и на острове он молод, за 7 лет до того был совсем юным - вот опыта и не хватило. Причём в пьесе он тоже на обвинение отвечает:
- А обо мне сказали правду! - как и в романе.
Подозреваю, что тут - мальчишеская бравада перед "чистенькими", КОТОРЫЕ быстренько открестились от возводимых на них обвинений.
Так что вопрос, что за ситуация с туземцами была в романной версии событий - остаётся в романе без ответа, прошлое Филиппа там не раскрывается, и мы так и не знаем, что он там на самом деле накосячил, и был ли там умысел, или просто не рассчитал свои силы.
Вера в пьесе тоже не топила ребёнка, и открытым текстом сказано, что там на самом деле Хьюго ребёнка убил и на неё спёр.
Вернёмся к Филе. Замечательна эта "идеализация" тем, что исходит от автора канона. То есть она возвращалась к истории, и видела её слегка под разными углами. И расшифровывала оставшееся за кадром.
В заключение хочу порекомендовать фики vlad. они лежат в соо Книжные полки, пользователь Библиотека замка.
Фики: Выход; Фигурки на доске; 8 негритят; Мы, тринианки.
Я ими зачитывалась!
Филька там шикарный, и очень авантюрный. И при том - море харизмы, обаяния и всего-всего. Ещё там хороши Вера и неожидан Уоргрейв (Фигурки...)
П.С.
Ещё скажу, что в пьесе все герои получились, на мой взгляд, объёмнее и живее, чем в романе, это не просто функции: судья, сыщик, старая дева, наёмник, гувернантка и пр. - это живые люди со своим характером, со своим прошлым - которое не только привело их на остров, но и обусловило их поведение там. Они попадают в ловушку взрослыми, сложившимися людьми, а их личности складывались ДО острова, по ходу жизни и её событий.
Для меня это история о доверии и недоверии, о поведении людей в смертельной ловушке, о справедливости, превращённой в манию, о суде по закону, и по своему хотению.
Очень объёмная и многослойная.
И разные её грани и разные трактовки- это захватывающе.
@темы:
книжные советы от Эльфа и прочих,
бедламовцы читают